Первые эксперименты с анимацией в Японии начались еще в 1913 году, а первые анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмики длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов.

Самым первым японским анимационным фильмом считается "Новый альбом набросков" [Dekoboko Shin Gachou] (1917) Симокавы Дэкотэна. Также в 1917 был создан "Сражение обезьяны и краба" [Saru Kani Kassen] Китаямы Сэйтаро, а в 1918 году - его же "Момотаро" [Momotarou].

В 1920-е годы обычная длина фильма не превышала 15 минут. Обычно они были либо попытками повторения западных сюжетов, скажем, американского сериала "Кот Феликс" [Felix the Cat], либо, гораздо чаще, - экранизациями классических китайских и японских сказок, скажем, "Величайший герой Японии Момотаро" [Nihonichino Momotarou], нарисованными в стиле традиционной японской графики.

Наиболее заметными аниматорами эпохи немого кино считаются Симокава Дэкотэн, Коти Дзюнъити, Китаяма Сэйтаро, Ямамото Санаэ, Мурата Ясудзи и Офудзи Нобору, вырезавший своих персонажей из бумаги (так называемая силуэтная анимация).

Фильм Ямамото Санаэ "Гора Обасутэ" [Obasuteyama] (1924) считается самым старым дошедшим до нас японским анимационным фильмом.

Практически вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студиях и финансировалась кинематографическими фирмами в обмен на права проката. Скажем, в создании анимации принимали участие такие кинокомпании как "Asahi Kinema", "Takamasa Eiga", "Yokohama Cinema Kyokai" и некоторые другие.

В 1932 году Масаока Кэндзо создает первую чисто анимационную студию "Masaoka Film Production" и в 1933 году снимает на ней первый японскй звуковой анимационный фильм "Сила и женщины мира" [Chikara to Onna no Yononaka].

В 1930-е годы в Японии, как и во всем остальном мире, усилились милитаристские настроения, и старинные сказки уступили место бодрым юмористическим сюжетам, все более и более увеличивавшим градус армейского влияния. Уже в 1934 году Мурата Ясудзи снимает 11-минутный фильм "Ефрейтор Норакуро" [Norakuro Gochou], экранизация популярных комиксов Тагавы Суйхо о приключениях незадачливого пса в пародийной армии животных. А с 1937 года, когда Япония начала интервенцию в Китай, на зрителей обрушился просто поток анимации агитационного содержания.

В 1943 году, по решению правительства, Сэо Мицуё поручили снять первый японский полнометражный анимационный фильм. Им стал "Момотаро - морской орел" [Momotarou no Umiwashi], а в 1945 году Сэо снял его продолжение - "Момотаро - божественный моряк" [Momotarou: Umi no Shinpei]. Эти фильмы рассказывали о героических операциях человекообразных зверюшек - морских пехотинцев по освобождению Индонезии и Малайзии от карикатурных рогатых чертей, под которыми подразумевались американцы...

...в 1970-е годы аниме вступило уже сформировавшимся коммерческим искусством, гораздо более популярным в Японии, чем какая-нибудь другая национальная анимация у себя на родине. В то же время почти все основные крупные аниме-проекты были телевизионными сериалами, обычно экранизациями манги. Одним из немногих исключений стал фильм Такахаты Исао и Миядзаки Хаяо "Похождения солнечного принца Гора" [Taiyo no Ouji Horus no Daibouken] (1968), который, несмотря на противодействие руководства Toei (Такахата и Миядзаки были профсоюзными лидерами, конфликтовавшими с начальством), был горячо принят зрителями и заложил основы нового канона японской полнометражной анимации.

Информация взята с сайта  http://anime.dvdspecial.ru/Articles/His … his1.shtml